Auxetophone или "колебание воздуха"

Сначала, по обыкновению, хотел назвать статью «сотрясание воздуха», но подумал, что «шапка» ошибочно будет принята за очередной холиварный топ, и добавил уточняющее и загадочное AUXETOPHONE.

Продолжая тему исследования методов «нестандартного» извлечения звука ( steampunker.ru/blog/music_inst/325.html ), решил поделиться с сообществом ещё одним интересным девайсом.

Обычные, христоматийные граммофоны, известны с 1877 года, как развитие фонографа Эдисона. Устройства механического воспроизведения звука, более полувека несли «музыкальную культуру массам», не претерпевая серьёзных технических изменений. Основной недостаток граммофона- недостаточная громкость, воспроизводимого им звука. За улучшение этого важного потребительского качества, боролись долго и безрезультатно, в основном увеличивая до неприличия длину и сечение «горна»,
Auxetophone или "колебание воздуха"
однако, история знает пример принципиального прорыва в этой области звуковоспроизведения!

ОКСЕТОФОН (AUXETOPHONE)1898-1918.
Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 2)
Итак, в 1898 году два английских джентльмена, Horace Short и сэр Charles A Parsons (отец паровой турбины, между прочим), уставшие от напряжения слуха при прослушивании записей «свежих» арий и военных маршей, изобрели усилитель звука, использующий сжатый воздух, известный как Auxetophone. Права на изобретение были позднее выкуплены Парсонсом, имеющим и без того изрядные доходы от паро-турбинного бизнеса. Оксетофоны выпускались серийно под несколькими торговыми марками, и довольно успешно продавались вплоть до 1918 года.
По сути, Оксетофон представляет собой своеобразный «прокачанный» граммофон. Граммофон, с пневматическим усилителем звука!
При всей внешней сложности и «шкафоподобности» устройства, его принцип достаточно прост, и где-то напоминает гибрид оргАна и граммофона. Игла-звукосниматель (как у обычного граммофона) соединена с мембраной-клапаном, гребенчатой конструкции.

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 3)

При движении иглы по звуковой дорожке грампластинки, возникают вибрации мембраны, что приводит к взаимному перемещению решеток, и изменению, таким образом, площади проходного сечения клапана.

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 4)

Воздух, давление которого создаётся роторным насосом (2.5 psi. при 1100 оборотов в минуту), приводимым в движение электродвигателем, проходя через постоянно изменяющееся сечение клапана, модулируется, что вызывает звуковые волны, или попросту,- звук.

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 5)
Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 6)

Непосредственно к мембране, звук подавался из специального резервуара (ресивера), что исключало «плавание» уровня громкости, которое имело бы место из за нестабильнымх оборотов двигателя и напряжения в электрической сети. Некоторые системы имели специальные клапаны, или электромеханические выключатели, предотвращающие взрыв ресивера, вызванный избыточным давлением воздух в нем.

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 7)

Совершенно очевидно, что клапан управления «воздушным движением», как весьма «тонкий» узел, был восприимчив к грязи, пуху, и другим сопутствующим субстанциям факторам, по этому, прежде чем пройти через мембрану, он очищался специальным масляным фильтром (подобным автомобильному).
Основной недостаток устройства- отсутствие регулировки уровня звука, простейший регулятор давления воздуха справился бы с этой задачей, но тогда, решение почему-то найдено не было.
Примечательно, что несмотря на то, что компрессор имел электрический привод, пластинка, по прежнему вращалась от взводимой вручную пружины (как на традиционном граммофоне).

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 8)

Как ни странно, качество звука, издаваемого этим устройством, учитывая принцип звукообразования и звукоусиления, весьма и весьма приличное. Несмотря на специфическое шипение выходящего из раструба воздуха, и шум несовершенного компрессора, оксетофон звучит очень неплохо! По крайней мере, в пределах своего частотного диапазона 200Hz-2000Hz :)





Что касается уровня громкости, то некоторые опытные образцы оксетофонов использовались для трансляции оперных арий с вершин Блэкпульской Башни в Англии и Эйфелевой Башни во Франции!
Неслабо, да?!
Кроме того, клапан и принцип звукоусиления оксетофона, был использован при проектировании первых звукоснимателей музыкальных инструментов (струнных, в основном), правда, работы были «забанены» музыкальным сообществом, почуствовавшим реальную угрозу «восстания музыкальных машин».
Таким образом, сфера применения этого необычного устройства не была очень широкой, «пневмоусиленные» граммофоны не получили повсеместного распространения по слишком уж явным причинам:
Причина один: 500 долларов- годовая зарплата клерка в 1906 году.
Причина два: Сложное устройство, требующее электричества, и нуждающееся в частом техническом обслуживании.
Причина три: Громоздкие, дорогие, и шумные устройства с нерегулируемой громкостью- очень специфический продукт, доступный только богатым меломанам, живущим в частных домах (без нервных соседей). Случалось, после того, как «ближние» начинали стучать швабрами в потолок, счастливый обладатель оксетофона, нажатием кнопки отключал «усилитель», вынужденно превращая продвинутый девайс в заурядный патефон, габаритами напоминающий мебель:)
Владельцам публичных заведений, в те времена, было выгодно за гораздо меньшие деньги нанимать небольшие коллективы, исполняющие более качественную, и к тому же, «живую» музыку.
Одним словом: необычный граммофон, был игрушкой состоятельных энтузиастов, «летящих» по техническим новомодным гаджетам.
Кстати, попытки создания автономного «переносного» оксетофона, предпринимались, но такое «мобильное» устройство, хоть и было независимым от электросети, выглядело ещё более устрашающим.

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 9)
Впрочем, auxetophone послужил прототипом, и на его основе были созданы другие полезные устройства, например ХРОНОФОН,

Auxetophone или "колебание воздуха" (Фото 10)

… очень интересная «киношная» штука, с изощрённой механикой, неплохо описанная здесь:
hrenovina.net/4515

С появлением первых электрических усилителей звука, оксетофоны окончательно покинули рынок, и с тех пор встречаются только в редких частных коллекциях и музейных экспозициях.
Принцип пневматического усиления звука, был усовершенствован, и какое то время ещё применялся в лабораторных шумовых генераторах высокого уровня звукового давления (более 140 db)
Сегодня гениальный, для своего времени, проект, воспринимается как одно из курьёзных устройств, безвозвратно ушедшей эпохи, Эпохи, давшей человечеству ярких литераторов, гениальных учёных, их безсмертные творения, и СТИМПАНК, конечно.

При написании статьи, руководствовался материалами, собранными
здесь: www.dself.dsl.pipex.com/MUSEUM/COMMS/auxetophone/auxetoph.htm#60
здесь: www.auxetophone.com/Welcome.html
и вот тут: www.phonograph.be/paginas/54.Flemish.htm

Ах, да! Набирая этот текст, вдохновлялся новой Victoria от Abney Park



мелодичный фолк, но это уже совершенно другая тема!

4 комментария

avatar
Хм, довольно любопытная статья вышла. О таких устройствах до этого слышать не приходилось.
  • tramp
  • 0
avatar
люблю приносить news
avatar
У вас всегда очень интересные и именно статьи! Спасибо.
avatar
это по тому, что я их стараюсь «делать » как ИМЕННО СТАТЬИ. Иногда получается. Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.